June 27, 2016

March 20, 2016

Please reload

ИНТЕРЬЕРЫ В ЦИФРАХ

February 12, 2016

 

Статья в журнале “Фотодело”, Июль 2005 г.

 

О цифровой съемке готовых интерьеров расскажет профессиональный фотограф Владимир Верховский.

 

– При съемке интерьеров к качеству фотографии предъявляются серьезные требования. Обычно используются средне- и широкоформатные камеры. Когда достаточно качества цифровой «зеркалки»? Кто заказывает такую съемку?

 

– Существует такое понятие, как бюджет кадра. Цифровые фотографии используют тогда, когда требования к качеству не столь высоки, как в шикарных и дорогих глянцевых журналах, специально посвященных теме интерьера и рассчитанных на высокообеспеченного потребителя. Зачастую цифровая съемка делается по заказу интернет-сайтов. Понятно, что после сканирования картинки и сжатия ее в JPEG до размера 300 кБ все разговоры о том, что это снималось широкоформатной камерой, становятся бессмысленными. Цифровая съемка заказывается журналами, которые в силу своей специфики должны публиковать много фотографий небольшого размера, а также риэлторскими компаниями для каталогов, в которых размер отпечатка редко превышает 3 х 4 см. Еще такая съемка бывает нужна дизайнерским компаниям для их буклетов (я бы даже сказал, буклетиков), в которых они хотят представить свою работу как можно шире, то есть опубликовать много фотографий небольшого размера. В общем, цифровая съемка заказывается тогда, когда делать бюджет каждого кадра очень большим не имеет смысла.

 

– Часто ли вам приходится фотографировать помещения, в которых уже живут люди?

– У меня еще ни разу не было случая, чтобы съемку заказывали хозяева жилья. Обычно снимать приходится дома-новостройки для риэлтерских контор, которые хотят их продать, либо для дизайнерских агентств, которые хотят представить свежий результат своей работы на сайте в Интернете.

 

–Какое оборудование вы используете в своей работе?

– Я беру с собой на съемку камеру (Canon EOS 20D), объективы, штатив (надо сказать, что интерьерной фотографии, даже цифровой, без штатива быть не может) и три импульсных источника света с рассеивателями. Хочу отметить, Canon 20D – очень хорошая камера для моих целей. Шум матрицы настолько низкий, что можно снимать на чувствительности 800 и даже 1600 ISO. Хотя, конечно, если условия позволяют, я выставляю чувствительность как можно меньше.

 

– Расскажите поподробнее о постановке освещения в интерьерной съемке.

– Мне попадаются интерьеры двух огромных классов: те, где есть естественное освещение от окна, и те, где окон нет вообще. Когда окно есть, часто бывает лучше задернуть тюлевые занавески, чтобы смягчить освещение, хотя и прямой солнечный свет позволяет иногда получить интересные эффекты. Дополнительные источники в таких помещениях используются только для того, чтобы подсветить те углы, куда естественный свет не попадает, либо для того, чтобы цвета были более насыщенными. В тех же комнатах, где окон нет, я использую свои источники «на полную катушку». Хотя иногда снимаю интерьеры только с тем светом, который предусмотрел дизайнер, но такие фотографии нельзя назвать интерьерными в строгом смысле.

 

– Часто ли возникает проблема согласования источников света с различной цветовой температурой?

– Она хоть и возникает, но гораздо реже, чем о том можно подумать. Дело в том, что даже в обычной комнате различные поверхности имеют разные цвета, и свет, отражаясь от них, тоже меняет свой оттенок. Глаз уже привык к тому, что разные предметы освещены по-разному. Ну, а когда ситуация выходит за рамки разумного – спасает Photoshop. Кстати, при прямой печати с пленки эту проблему решить труднее.

Цифровая обработка изображения дает и еще одно существенное преимущество – можно исправить некоторые ошибки, которых трудно избежать из-за ограниченного времени съемки. Например, люстра может дать очень жесткую тень на потолке при использовании вспышки. Причем ты об этом можешь просто не догадываться до того, пока не увидишь результат, а менять что-либо в этом случае уже поздно. Таких неприятных моментов бывает довольно много, и Photoshop здесь сильно выручает.

Однако при цифровой съемке возникает и одна специфическая проблема – кроп-фактор. В 95% случаев для фотографирования интерьеров достаточно объектива с фокусным расстоянием 20 мм. Но при кроп-факторе 1,6 (у Canon 20D, например) 20 мм превращаются в 32 мм. Этого, конечно, недостаточно. И поэтому вскоре после того, как я начал снимать интерьеры на цифровую камеру, я купил объектив Sigma AF 12-24 мм F4,5-5,6 EX DG Aspherical HSM, который хочу порекомендовать всем, желающим снимать интерьеры. 12 мм на моей камере соответствуют примерно 20 мм на 35-мм пленке, а качество получаемого при помощи этого объектива изображения вполне достаточно для того, чтобы печатать журнальные обложки.

 

– Нужны ли для цифровой интерьерной съемки еще какие-то специальные принадлежности?

– Нет, ничего специального, пожалуй, больше не нужно. Необходимо, чтобы в помещении было электричество – не только для того чтобы запитать привезенные с собой источники света, но и для того, чтобы включить все осветительные приборы, которые попадут в кадр. На мой взгляд, это строгое правило: все, что может гореть, должно гореть. Погашенные лампочки смотрятся исключительно уныло. Если у вас в детстве была железная дорога, вы, наверное, помните, какую радость вызывали горящие фонарики у поездов. Вроде бы, все то же, а впечатление совсем другое. Точно так же и в фотографии.

Вообще, это моя теория: когда фотографируешь, нужно прежде всего думать о том человеке, который сидит внутри каждого из нас изначально. Который был до того, как появились цивилизации и образование. Для него первичны любопытство, голод и страх, стремление к продолжению рода. Когда я строю композицию, стараюсь смотреть именно с этой точки зрения. А потом уже нанизываю на сюжет какие-то элементы, предназначенные для раздумья, или для эстетической оценки. Поэтому огонечки должны гореть. Если в кадре появляется погашенная лампочка, это хмурит ему лоб – тому самому маленькому, шустрому, интересному, очень активному существу.

 

– Что еще интересно этому существу в помещении?

– Ему интересно, что стоит на столе. Что находится в углу. И – который час. Поэтому, если в комнате есть часы, стрелки должны быть видны.

 

– Что нужно искать в интерьере, за что нужно цепляться, чтобы получить интересный кадр?

– Прежде всего нужно найти интересный, с точки зрения того любопытного существа, передний план. А потом – искать элементы, создающие иллюзию объема – линии, уходящие в глубь кадра, тональную перспективу (передний план – темнее, задний – светлее) и т.д. В общем, те элементы, которые создают иллюзию объема в любом виде фотографии.

Я цепляюсь за линию и за ритм. С тональной перспективой в помещениях часто бывает не так хорошо, но иногда можно найти интересные цветовые акценты.

Часто очень важно убрать из кадра лишние предметы. Например, в ресторанах за столами стоят стулья. Если спинка стула попадет на передний план, она может создать горизонталь, которая перегородит кадр как забор, на который будет натыкаться взгляд. Обязательно нужно следить за мусором, потому что потом вы не сможете сказать заказчику: «У вас тут бумажка валялась, чего ж вы хотите!» Именно вы, фотограф, должны организовать кадр.

Очень важный момент – высота съемки. В свое время была высказана мысль, что человеческий глаз привыкает воспринимать все со своей высоты. И стоит приподнять или опустить точку съемки на 20 см, как картина становится непривычной и какой-то тревожащей. Это взвинчивает того человечка, который сидит внутри нас, обостряет его восприятие. Обычно я стараюсь поднять точку съемки, особенно в ресторанах, когда хочется видеть то, что лежит на столах. А если смотреть особенно не на что, ее можно, наоборот, опустить. Нужно отметить, что камеру при этом нельзя наклонять – она должна быть направлена строго горизонтально, иначе все вертикальные линии «поедут». Или наоборот: если интерьер скучный, можно придать ему динамики, специально наклонив камеру. Но в этом случае линии не должны быть «почти вертикальными», потому что глаз не терпит приблизительности. Если уж я решил их «валить», нужно довести этот завал до состояния приема, спецэффекта.

 

– Даже хорошая с точки зрения композиции картинка может быть скучной. Как сделать, чтобы она такой не была?

– Тому, который внутри, должно быть интересно. Бывает, входишь в помещение и сразу говоришь: «Ух, ты!» Вот это «ух, ты!» должно обязательно присутствовать и в фотографии. Известный режиссер Алексей Дикой спрашивал актеров: «Чем удивлять будем?» Этот вопрос нужно постоянно задавать себе при съемке – и не только интерьерной. Всегда нужно понимать, чем ты собрался удивлять зрителя. Если дизайнер подарил тебе замечательный интерьер – просто постарайся передать то, что сделал он. Если же интерьер не блещет – напрягись и поищи что-нибудь интересное, чтобы потом можно было с гордостью показывать друзьям журнал, в котором ты работаешь. 

 

 

 

 

Please reload

Please reload

Archive
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square